Занятие 4 – компьютерная мышь

mousemouse

 

          Мышь — один из обязательных компонентов базовой комплектации любого стационарного компьютера. Неким заменителем мыши в ноутбуках может выступать тачпэд (touchpad) — сенсорная площадка. С ее помощью управляют курсором путем перемещения пальца по поверхности этого устройства. Но тачпад ноутбука не может соревноваться с компьютерной мышью в удобстве работы. С помощью мыши можно управлять специальным указателем (курсором), отображаемым на экране персонального компьютера (ПК). Существует несколько типов современных мышей, различающихся как по методу соединения с компьютером (проводные и беспроводные), так и по принципу работы (оптические и лазерные).

Учебное видео:

Оптическая мышь

      Компьютерные мыши оптического типа имеют светоизлучатель и светоприемник, благодаря которым фиксируется перемещение манипулятора по поверхности. Иначе говоря, в оптических мышах используется крошечная камера и источник света (светодиод). Луч света отражается от поверхности, по которой мышь движется, и анализируется. Оптические мыши сегодня наиболее популярны среди обычных пользователей ПК, но у них есть проблемы при работе с хорошо отражающими свет (белыми, стеклянными или металлическими) поверхностями (рис. 1).

4_1

Рис. 1.  Оптическая мышь

              Мыши бывают проводные и беспроводные. Проводная мышь, так же как и клавиатура, подключается в разъем PS/2 или USB. Подключение через USB обеспечивает более высокую скорость передачи данных по сравнению с использованием PS/2, что следует учитывать при покупке игровой компьютерной мыши. Передатчик беспроводной мыши также подключается в один из этих разъемов, после чего вы сможете работать с мышью, не испытывая дискомфорта от провода, который занимает место на столе и может постоянно за что-либо цепляться. Питание такой беспроводной мыши осуществляется за счет встроенного в нее аккумулятора или от пальчиковых батареек.

 

Лазерная мышь

                  Эта мышь будет дороже, чем оптическая, поскольку в ней вместо светодиода используется луч лазера. Такая мышь работает существенно точнее и более плавно, чем оптические, и на любых поверхностях. Лазер позволяет увеличить точность мыши до 2000 точек на дюйм. Мышь хороша для фанатов компьютерных игр и дизайнеров. В качестве иллюстрации к сказанному на рис. 2 показана беспроводная мышь Logitech V450 Nano. Красной стрелкой на рисунке показан ее приемник, который включается в USB-порт ПК. Работает мышь на частоте 2,4ГГц, ее батарея обеспечивает работу мыши в течение года.

4_2

Рис. 2.  Беспроводная лазерная мышь V450 Nano

Как правильно выбрать компьютерную мышь?

               Итак, мыши бывают разные. Но, какую мышь стоит купить именно вам? Покупайте мышь в соответствии с предполагаемым режимом ее использования, т.е. с той работой, которую вы будете делать на ПК. Размер и форма мыши должны подходить под размер ладони вашей руки, так как эти характеристики отвечают за удобство и рациональное распределение нагрузки на кисть. Среди известных и популярных фирм-производителей компьютерных мышек можно отметить Logitech и Genius. Далее мы рассмотрим основные параметры, по которым стоит ориентироваться при покупке мыши.

 

Разрешение

          Мыши оптического типа считаются сегодня стандартными и подойдут для решения большинства ваших повседневных задач. Покупка лазерной мыши заинтересует вас в том случае, если вы ищете манипулятор со специальными характеристиками.Чувствительность (разрешение) мыши определяется характеристиками ее сенсора, которые измеряются в точках на квадратный дюйм (dpi). Стандартная мышь имеет разрешение 400–600 dpi и частоту опроса 100 Гц — такие параметры манипулятора отвечают потребностям большинства пользователей ПК. Компьютерная мышь с разрешением свыше 1000 dpi понадобится вам для работы с графическими и инженерными приложениями (например, Adobe Photoshop или AutoCAD). Высокое разрешение обеспечивает большую точность позиционирования курсора.

Новый термин

                Под разрешением мыши понимают число замеров, которые совершает мышь на пройденном расстоянии. Оно выражается в числе замеров на единицу длины в 1 дюйм (2,54 см).

 

Время отклика

              Время отклика компьютерной мыши характеризует частоту опроса и время обработки светового сигнала, что имеет большое значение для компьютерных игр. Время отклика для игровых мышек должна составлять более 1000 Гц. Однако имейте в виду, что чем выше этот параметр, тем мышь реагирует быстрее и тем сложнее становится ею управлять.

Совет

                 Поскольку необходимо соблюдать баланс между скоростью мыши и точностью позиционирования курсора для данного разрешения экрана монитора, то на сегодня разрешение мыши 800 dpi при работе на мониторе с разрешением 1280×1024 можно назвать разумным компромиссом. Поднимать разрешение выше 800–1000 dpi не имеет смысла, поскольку мышь будет неудобно использовать.

 

Дополнительная функциональность

        Опции компьютерной мыши могут быть расширены за счет дополнительных клавиш и модификации скроллинга (колеса прокрутки). Колесико может просто прокручивать документ вверх или вниз, а может также быть и нажимным, т.е. служить еще и как дополнительная кнопка. Дополнительная кнопка в графических программах может, например, менять масштаб просмотра изображения, что удобно при работе с графикой. Мыши для компьютерных игр снабжают специальной компьютерной программой, позволяющей менять их возможности. Так, например, вы можете изменить их чувствительность, а замена колеса прокрутки на трекбол позволяет точнее позиционировать курсор. Такая компьютерная мышь отлично подойдет вам для работы с компьютерной графикой. Как вы уже поняли, самые высокие требования к предъявляют мышкам любители компьютерных игр. Помимо уже отмеченных выше требований их выбирают даже по весу. Хотя есть изделия штучные и более изощренные. Например, если вы не хотите, чтобы кто-либо кроме вас пользовался компьютером, то можно приобрести мышь со встроенным сенсором, считывающим ваш отпечаток пальца.

 

Приемы управления курсором с помощью мыши

                   Ниже мы рассмотрим базовые приемы работы с мышью в операционной системе Windows 7.

Зависание мыши

                Наведите курсор мыши на кнопку Пуск, находящуюся на Панели задач, и задержите мышь на некоторое время. Появится всплывающий текст “Пуск” (рис. 3).

4_3

Рис. 3.  Пример появления всплывающего текста при зависании мыши

           Выполните операцию зависания, наведя указатель мыши на системные часы. У вас должно появиться сообщение, аналогичное тому, что приведено на рис. 4.

4_4

Рис. 4.  Показаны текущие время и дата

Щелчок левой кнопкой мыши

           Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните левой кнопкой мыши один раз. Над кнопкой откроется Главное меню Windows (рис. 5).

4_5

Рис. 5.  Главное меню Windows

                Все команды, представленные в главном меню, выполняются щелчком на соответствующем пункте. Например, если вы щелкните левой кнопкой мыши на пункте Paint, то будет запущен графический редактор Paint (рис. 6).

4_6

Рис. 6.  Графический редактор Paint запущен щелчком клавиши мыши

                Щелчок применяют также для выделения объектов. Найдите на Рабочем столе значок “Корзина” и щелкните на нем один раз левой кнопкой мыши. Значок и подпись под ним изменят цвет – произошло выделение объекта (рис. 7).

4_7

Рис. 7.  Значок “Корзина» выделен

                 Для того чтобы снять выделение, следует щелкнуть на свободном месте рядом со значком “Корзина”.

Двойной щелчок левой кнопкой мыши

            Этим приемом производят запуск любой программы, а если дважды щелкнуть на текстовом документе, то произойдет открытие этого документа в той программе, в которой данный документ был создан. Произведите двойной щелчок кнопкой мыши на значке “Корзина” — перед вами откроется ее содержимое (рис. 8).

4_8

Рис. 8.  Содержимое Корзины на Рабочем столе

Совет

                Для того чтобы закрыть окно, надо щелкнуть один раз на кнопке, которая указана на рисунке красной стрелкой.

 

Щелчок правой кнопкой мыши

               Щелкните правой кнопкой на значке любой папки, расположенной на вашем Рабочем столе, и перед вами откроется элемент управления, который называется контекстным меню (рис. 9). В этом меню приведены все действия, которые можно выполнить с данным объектом.

4_9

Рис. 9.  У каждого объекта Windows свое контекстное меню, которое зависит от свойств этого объекта

Перетаскивание (буксировка)

                 Наведите указатель мыши на любой из значков на Рабочем столе (например, на значок “Корзина”). Нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, переместите указатель мыши в любое место на Рабочем столе. Значок переместиться вслед за курсором мыши в новое для него место (рис. 10).

4_10

Рис. 10.  Пример перетаскивания значка на Рабочем столе Windows

Протягивание

             Откройте любое окно и наведите указатель мыши на одну из его границ. Дождитесь, когда курсор изменит форму, превратившись в двунаправленную стрелку (рис. 11). Двунаправленная стрелка – сигнал готовности мыши к протягиванию границы окна. Для протягивания нажмите на левую кнопку, и, не отпуская ее, переместите мышь. Окно изменит размер. Если навести указатель мыши на правый нижний угол окна и выполнить протягивание, то произойдет изменение размера окна по диагонали.

4_11

Рис. 11.  Курсор мыши в виде двунаправленной стрелки

                Прием протягивания используется и для выделения сразу нескольких объектов. Установите курсор над несколькими значками Рабочего стола, а затем нажмите на левую кнопку мыши и протяните, не отпуская кнопки, мышь по диагонали. За указателем потянется прямоугольный контур выделения, а все объекты, которые окажутся внутри этого контура, будут выделены одновременно (рис. 12).

4_12

Рис. 12.  Выделение нескольких объектов на Рабочем столе протягиванием

Прокрутка (скроллинг)

                   Компьютерная мышь, как правило, помимо кнопок снабжена и колесиком с возможностью горизонтальной прокрутки длинного текста на экране вверх-вниз, что удобно для работы с таблицами или при просмотре интернет-страниц. В этом мы с вами убедимся позднее. Некоторые компьютерные мыши имеют два колесика, что обеспечивает как вертикальный, так и горизонтальный скроллинг (прокрутку) (рис. 13)

4_13

Рис. 13.  Мышь с двумя колесиками

Вид курсора при работе с мышью

              В ходе вашей работы с мышью курсор может менять свой вид. Форма указателя мыши может меняться в зависимости от того, на что он указывает. При этом вид указателя мыши подсказывает пользователю о тех действиях, которые он может произвести в данных момент времени (таблица 1).

Таблица 1. Вид указателя мыши в зависимости от действий пользователя ПК
Вид указателя мыши Действия пользователя ПК
Режим указания (выбора) объекта. Указать на объект означает подвести указатель мыши к объекту так, чтобы острие стрелочки указывало точно на объект. Для выделения объекта следует указать на объект, а затем нажать и отпустить левую клавишу мыши.
При такой форме курсора можно переместить (буксировать) объект по экрану. Чтобы переместить выбранный объект, следует указать на объект, нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, двигать объект по экрану. В нужном месте клавиша мыши отпускается.
Не отпуская левую клавишу мыши, можно изменять размеры (высоту, диагональ, ширину) объекта. Таким объектом может быть, например, окно программы.
Ожидание завершения операции. Если операция слишком долго не завершается, то, возможно, произошло “зависание” вашего ПК. Для завершения работы зависшего приложения рекомендуется одновременно нажать на клавиатуре клавиши Ctrl+Alt+Del.
Форма указателя мыши показывает пользователю, что он находится на гиперссылке.
Щелчком мыши по элементу окна можно получить контекстную справку.

Компьютерные тренажеры для освоения приемов работы с мышью

              Для практического освоения работы с мышкой существуют специальные программы, называемые “компьютерные тренажеры”. Работу с тренажером следует начинать, приняв правильное положение руки (рис. 14).

4_14

Рис. 14.  Исходное положение кисти руки при работе с мышью

“Обведи фигуру”

            Эта программа разработана специально для тех, кто хочет отладить координацию своих движений в обращении с компьютерным манипулятором Mouse Controller (мышь). Суть тренажера заключается в том, что тренируемый должен водить курсор мыши по заданным траекториям (фигурам Лиссажу), удерживая при этом левую кнопку нажатой. Кружочки, обозначающие траекторию, при этом исчезают. За отведенное время тренируемый должен попытаться удалить все кружочки на экране. По истечении времени программа выдает коэффициент попадания в траекторию (в процентах), а по прохождению тренируемым восьми уровней выдает оценку по пятибалльной шкале (5 — отлично, 2 — плохо). Тренажером предусмотрены три уровня сложности, выбор которых производится при запуске. Друг от друга они отличаются диаметром кружочков. Также, щелкая разными кликами мыши на шкале времени (в меню выбора уровня сложности), тренируемый может изменять время, отведенное на прохождение траектории (рис. 15).

4_15

Рис. 15.  Одна из фигур Лиссажу, которую следует обвести мышью

               Итак, этот тренажер на точность ваших движений и одиночный щелчок левой кнопкой мыши.

 

“Хвост”

           Программа научит начинающего пользователя ПК аккуратно и точно позиционировать мышь на экране ПК. Один из моментов работы в этой программе приведен на рис. 16. Тренажер развивает координацию движения и будет полезен для тех, кто собирается рисовать на ПК.

4_16

Рис. 16.  Интерфейс программы “Хвост»

             Итак, суть вашей работы на тренажере в том, чтобы, зажав левую кнопку мыши и не отпуская ее, точно двигать курсор по заданной траектории.

 

Тренажер работы с мышью Double click

             Этот тренажер представляет собой набор из двух программ. Первая программа позволяет оценить навык двойного нажатия на левую кнопку мыши (double click), а также выработать и закрепить его (рис. 17).

4_16

Рис. 17.  Стартовое окно программы Double click

              Вторая программа в составе данного тренажера позволяет оценить общую скорость работы с мышью. В ней нужно как можно быстрее выбрать 5 квадратов, возникающих случайным образом в различных местах окна (рис. 18).

4_18

Рис. 18.  Программа на скорость работы с мышью

              Итак, этот тренажер предназначен на освоение двойного щелчка мыши и наработку скорости ваших движений мышью.

Mouse Trainer

              Эта программа учит трем различным приемам работы мыши, но, к сожалению, не имеет русского интерфейса. Тренажер комплексный, и первое его задание в том, чтобы в игровой форме убивать мухобойкой мух (рис. 19). Живые мухи будут стоять на лапках, а неживые — лежать на спине.

4_19

Рис. 19.  Training – две живые мухи и шесть мертвых

                Следующее упражнение — на освоение двойного щелчка. Двойной щелчок на цветке увеличивает его размер (рис. 20).

4_20

Рис. 20.  Training  — освоение двойного щелчка

            И на последней тренировке вы должны освоить перетаскивание, то есть путем буксировки кусков изображения собрать из него цельную картинку (рис. 21 и 22).

4_21

Рис. 21.  Исходная мозаика (паззл)

4_22

Рис. 22.  Такое изображение нужно собрать из кусков путем их перетаскивания мышью

“Поймай меня”

               Этот тренажер учит начинающего пользователя ПК трем приемам работы с мышью: левый щелчок, правый щелчок и двойной щелчок. Суть его в том, что нужно щелкнуть мышкой по цветному квадратику, который постоянно меняет свои координаты. При правильном щелчке квадратик изменит цвет. Особенность тренажера — в четырех уровнях сложности этой работы. Для начинающего квадратик имеет большие размеры, а для супермена — очень маленькие (рис. 23).

4_23

Рис. 23.  Стартовое окно программы “Поймай меня»

Тренажер Aspekt

            Этот тренажер мыши наиболее сложный, так как позволяет выполнять абсолютно все функции мыши (щелчок, двойной щелчок, протаскивание и др.), а также задавать скорость этих манипуляций (рис. 24). Интерфейс программы украинский, но учиться это не мешает: все просто и понятно. Как и все предыдущие тренажеры, эта программа является бесплатной.

4_24

Рис. 24.  Упражнение на буксировку объекта мышью

Резюме

              В этой лекции мы узнали значение целого ряда новых терминов — мышь, курсор, тачпэд и ряд других. Изучили основные приемы работы с мышью, познакомились с различными видами мышей и их параметрами. Узнали о клавиатурных тренажерах, с помощью которых можно в игровой форме научиться работать с мышью.

                  На занятии № 5 мы вплотную приблизимся к изучению операционной систему Windows 7, познакомимся с Рабочим столом и его структурой, изучим программу проводник и многое другое.

Автор Выбегалло Модест Матвеевич

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий